Принцип системности

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства. Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебных дисциплинах Программы. При этом показывается взаимосвязь разных теорий психологического консультирования, диагностики, коррекции. Таким образом, темы учебных дисциплин Программы структурированы и систематизированы. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем устанавливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал занятия, устанавливаются связи между теориями и фактами.

Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:

1. использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;

 

2. разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т.е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;

3. не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость;

4. изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.