top of page

Методы преподавания

Форма организации обучения — это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования. В процессе обучения магистрантов по Программе необходимо учитывать принцип соотношения обучения и развития, предложенный отечественным психологом Л.С. Выготским – обучение ведет за собой развитие и только то обучение хорошо, которое идет на шаг впереди развития.

Обучение проходит с опорой на зону ближайшего развития магистрантов и организуется в форме проблемного обучения.

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

В процессе обучения по Программе реализуются следующие формы учебной работы:

Лекция

 

Целью лекции является формирование ориентировочной основы для последующего усвоения магистрантами учебного материала.

В обучении по модулю используются разнообразные виды лекций:  интерактивная, проблемная, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-визуализация.

Интерактивная лекция – это учебная технология, с помощью которой преподаватель, используя определенный промежуток времени, устно предоставляет информацию на определенную тему определенному кругу обучающихся. При этих условиях создается обучающая ситуация, где основной задачей каждого обучающегося является получение информации. По сравнению с другими методами интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие магистрантов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности магистрантов в процессе обучения. Активность преподавателя уступает место активности магистрантов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы.

В отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации в области психологического консультирования субъектов образовательного процесса. Такая форма проведения занятий достаточно эффективна, поскольку информация, полученная пассивно, быстро забывается. Информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени.

В рамках Программы происходит применение следующих активных форм обучения:

  • Фасилитация;

  • Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа;

  • Модерация;

  • Демонстрация слайдов или учебных фильмов;

  • Упражнение «в аквариуме»;

  • Мозговой штурм;

  • Мотивационная речь.

Наличие обратной связи, обусловленной использованием интерактивных технологий в процессе обучения, особенно важно в рамках обучения основам психологического консультирования субъектов образовательного процесса, поскольку позволяет преподавателю для каждого из магистрантов выстраивать индивидуальные траектории обучения.

Преподаватель может использовать разнообразные  интерактивные  виды деятельности, чтобы замотивировать магистрантов. Вышеперечисленные виды деятельности не только вовлекают магистрантов в изучение психологического консультирования, они так же способствуют развитию критического мышления и умения работать в группе.

Проблемные лекции в отличие от содержания информационной лекции, которое предлагается преподавателем в виде известного, подлежащего лишь запоминанию материала, несет новое знание, которое вводится как неизвестное для магистрантов.

Полученная информация усваивается как личностное открытие еще не известного для себя знания. В течение лекции мышление магистрантов «запускается» с помощью создания преподавателем проблемной ситуации, так называемого «интеллектуального затруднения». Далее лекция выстраивается как диалог.

Структура проблемной лекции предполагает:

  • Создание проблемной ситуации через постановку учебных проблем в области психологического консультирования (типичный запрос);

  • Конкретизацию учебных проблем, выдвижение гипотез по их решению;

  • Мысленный эксперимент по проверке выдвинутых гипотез;

  • Проверку сформулированных гипотез, подбор аргументов, фактов для их подтверждения;

  • Формулировку выводов;

  • Подведение к новым противоречиям, перспективам из учения последующего материала;

  • Вопросы (письменные задания) для обратной связи, помогающие корректировать умственную деятельность магистрантов на лекции.

Лекция с разбором конкретных ситуаций по форме аналогична лекции - дискуссии, однако, на обсуждение преподаватель выносит не задачу, а конкретную проблемную ситуацию в области психологического консультирования субъектов образовательного процесса. Учащиеся анализируют и обсуждают ее всей аудиторией. Преподаватель руководит и направляет процесс обсуждения, используя дополнительные и наводящие вопросы, вопросы - провокации, стараясь подвести аудиторию к правильному коллективному выводу или обобщению.

Лекция-визуализация учит магистрантов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения в области психологического консультирования.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления магистрантам через технические средства обучения (схемы, рисунки и т.п.). Лекция сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему в области психологического консультирования. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения магистрантов в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.

Семинарские занятия на Программе являются диалогической формой учебного занятия. На семинарах магистранты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения, закрепляют знания, полученные на лекциях.

Основные функции семинарских занятий:

Расширение и углубление знаний происходит тогда, когда магистранты готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам. Расширению и углублению знаний также способствует подготовка магистрантам рефератов, список которых представлен в программе дисциплины.

Развитие умений самостоятельной работы происходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации. Этому способствуют разные формы постановки заданий для подготовки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкретных источников, разделов, страниц — или предоставление студентам-магистрантам возможности самостоятельного поиска.

Стимулирование интеллектуальной деятельности:

  • Репродуктивной активности: необходимость запомнить и точно воспроизвести определенный материал из области психологического консультирования субъектов образовательного процесса;

  • Продуктивной активности: аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность магистрантов, критическое мышление при усвоении знаний.

 

Практические занятия

 

Практические занятия – занятия, организованные путем привлечения активных методов. Это основная форма проведения учебной работы с магистрантами в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций. Большая часть взаимодействия магистрантов с руководителями практик (специалистами образовательных организаций – стажировочных площадок) проводит в форме активного взаимодействия друг с другом и с руководителем практики, в результате которой магистранты знакомятся с образцами профессиональной деятельности.

Порядок подготовки практических занятий преподавателями по Программе:

  • Изучение требований программы дисциплины;

  • Формулировка цели и задач  практического занятия;

  • Разработка плана  проведения практического занятия;

  • Отбор содержания практического занятия (подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов);

  • Обеспечение практического занятия методическими материалами, техническими средствами обучения;

  • Определение методов, приемов и средств поддержания мотивации, внимания, стимулирования творческого мышления студентов;

моделирование практического занятия.

В целях развития самостоятельности мышления и последовательности в своей деятельности возможно проведение практических занятий в форме  «Ситуационно-ролевой игры» и «Деловой игры», когда перед группой магистрантов ставиться практическая задача консультативного характера. Среди студентов распределяются обязанности. Каждый из участников должен проанализировать полученные данные, выполнить, описать действия, соответствующие его роли.

Возможно использование метода «Что? Где? Когда?». Получив определенную информацию из области психологического консультирования, магистранты обсуждают, что необходимо предпринять в данной ситуации, нужны ли дополнительные сведения, консультации специалистов и т.д. Приняв согласованное решение, они сообщают его ведущему, который сравнивает его с эталоном и оценивает.

Также возможно проведение практического занятия в форме «Деловой игры» с заданным сценарием. При этом у ведущего (преподавателя) имеются эталоны действий на каждом этапе, возможные варианты состояния объекта имитации (педагога, родителей и других участников образовательного процесса) в зависимости от различных действий (правильных или ошибочных) играющих. Таким образом, в период подготовки игры составитель должен заранее предусмотреть все возможные разветвления исходной ситуации, постоянно должен быть готов представить играющим информацию об изменениях состояния клиента в процессе консультирования, обусловленных реальными действиями студентов.

Индивидуальная консультация – один из видов учебных занятий, беседа преподавателя с обучающимися с целью расширения и углубления их знаний, встреча двух или более людей для обсуждения проблемы, которая имеет профессионально-деятельностную направленность. Индивидуальное консультирование также осуществляется после реализации магистрантом запланированных действий в форме супервизии - форма организации и осуществления профессиональных проб в рамках учебного занятия или производственной (стажерской) практики, при которой более опытный специалист (супервизор) осуществляет поддерживающее наблюдение за менее опытным специалистом-стажером (супервизируемым) и оказывает ему помощь по тем направлениям деятельности, по которым он является наиболее уязвимым в плане квалификации профессиональных действий.

Приоритетной формой работы является активные методы обучения. Активные методы обучения позволяют активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей этих методов является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Активные методы обучения способствуют вовлечению магистрантов в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным.

Для интенсификации познавательной мотивации слушателей рекомендуется применять разные способы социального воздействия и дидактические приемы: провокации, групповую дискуссию, симпозиум (групповой тематический доклад), смену ролей докладчика и оппонента на протяжении одной лабораторной работы.

Виды интерактивных форм занятий:

  • Комплект типовых задач (кейс-пакетов);

  • Работа в малых группах;

  • Групповые дискуссии.

Целью проведения дискуссии является обучение аргументации, стимулирование творчества и др. Дискуссия происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Типовые задачи (кейс-пакеты) или метод анализа конкретной ситуации (case-study) – это эффективная педагогическая технология, которая дает возможность моделировать и анализировать сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке. В рамках модуля «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» применение метода кейсов позволяет моделировать реальные ситуации практической деятельности психолога на занятиях, анализировать запросы, выделять психологическую проблему, формулировать психодиагностические гипотезы, обосновывать выбор методов и методик исследования.

Работа в малых группах – одна из самых эффективных стратегий, так как она дает всем магистрантам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Научно-исследовательская работа

НИРС (научно-исследовательская работа студента) – форма организации самостоятельной работы магистрантов (научно-исследовательской, научно-организационной, научно-проектной, координационной, внедренческой и др. деятельности) в соответствии с современными требованиями к профессиональной подготовке выпускников высшей школы. Ведущую роль в повышении качества подготовки магистров в сторону развития творческих способностей будущих специалистов призвана сыграть научно-исследовательская работа магистрантов, так как учебный процесс, сливаясь с научным трудом магистрантов, все более превращается в реальную профессиональную деятельность, которая в настоящее время составляет основу процесса становления будущего специалиста. Система научно-исследовательской работы магистрантов в рамках модуля «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» представляет собой совокупность мероприятий, направленных на освоение магистрами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности и инициативы. Научно-исследовательская работа магистрантов (НИРС) - это эффективный способ и средство формирования и развития мотивации к творчеству, ответственности и самостоятельности, а также способ наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании. 

bottom of page