Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа студентов предполагает осуществление ими научно-исследовательской деятельности и является неотъемлемой частью подготовки магистров по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, по программе «Практическая психология в социальной сфере и образовании». НИРС направлена на совершенствование и развитие профессиональной компетентности магистранта, формирование его готовности к осуществлению научно-исследовательской деятельности и способствует реализации полученных знаний, умений и навыков при подготовке выпускной квалификационной работы.

Для магистерской  программы «Практическая психология в социальной сфере и образовании» в соответствии с образовательным стандартом НИР относится к вариативной части программы магистратуры. 
НИР по учебному плану проходит на 1, 2 и 3 курсах, продолжительность – 27 зачетных единиц (972 часов), в режиме «практика рассредоточенная». 
На 1 курсе – 6 зач.ед. (216 часов),
На 2 курсе – 12 зач.ед. (432 часа),
На 3 курсе – 9 зач.ед. (324 часа).
Форма контроля: зачет с оценкой.
В программе НИР указаны виды и этапы НИР, в которых обучающийся должен принимать участие. 
В процессе прохождения НИР магистр должен:

  • Изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и технологии в области психологии и педагогики;

  • Участвовать в проведении научных исследований;

  • Осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме исследования; принимать участие в апробации исследований, методик;

  • Составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу, этапу;

  • Выступать с отчетным докладом.

Научно-исследовательская работа проводится магистрантами с целью определения (конкретизации) проблемы, сбора, анализа и обобщения теоретического и эмпирического материала для подготовки выпускной квалификационной работы. НИРС направлена на получение магистрантами опыта научного исследования и  овладение ими приемов и способов проектирования (выделения проблемы, построения и организации) психолого-педагогического исследования. В целом, НИРС способствует формированию у магистрантов готовности к самостоятельной, продуктивной реализации полученных за время обучения знаний, умений и навыков в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Основной целью НИРС является: освоение магистрантами основ научно- профессиональной деятельности, развитие у них готовности к самостоятельной, продуктивной реализации полученных за время обучения знаний, умений и навыков в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Задачами НИРС являются:

  • формирование представлений о психолого-педагогическом  исследовании, его методологии, методах, структуре;

  • овладение методами и способами проектирования (построения и организации) психолого-педагогического исследования;

  • овладение навыками качественного и количественного анализа результатов исследований,

  • освоение основ научной логики;

  • создание условий развития самостоятельности и инициативности в ходе выполнения исследовательской деятельности;

  • создание условий, способствующих формированию познавательных потребностей;

  • приобретение  опыта и овладение инструментарием научно-исследовательской деятельности;

  • приобретение  опыта публичных выступлений, участия в научных дискуссиях.

 

Примерное содержание научно-исследовательской работы

Профессионально-ориентированные и исследовательские технологии, используемые при выполнении научно-исследовательской работы

 

В процессе выполнения НИРС магистрант может использовать по своему выбору различные профессионально-ориентированные и исследовательские технологии, позволяющие ему корректно достигнуть поставленных целей и решить исследовательские задачи.

При проектировании экспериментального исследования предпочтительно использовать следующие технологии (методы исследования):

  • Эксперимент;

  • Формирующий эксперимент.

Также в процессе выполнения НИРС магистрант может использовать поисковые технологии, включающие:

  • Анализ конкретного опыта и/или психолого-педагогической литературы по проблемам дошкольного образования;

  • Рефлексивное наблюдение;

  • Выбор экспериментальных методик;

  • Формирование (уточнение) теоретических представлений и создание гипотез;

  • Проведение пилотажного эксперимента;

  • Обработка первичных данных;

  • Анализ и обобщение первичных данных.

При обработке и анализе полученных результатов магистрант использует математические и статистические технологии, а также технологии визуализации.

 

Руководство и контроль научно-исследовательской работы студента

 

За организацию и проведение НИРС несут ответственность декан факультета «Психология образования» совместно с заведующим выпускающей кафедрой «Педагогическая психология». Заведующий кафедрой выделяет в качестве руководителей НИРС профессоров, доцентов и старших преподавателей, занимающихся научной работой. При необходимости магистранту может быть назначен консультант по отдельным разделам. Декан не позднее, чем за месяц до начала НИРС обеспечивает в установленном порядке  издание приказа о закреплении руководителей, темах и месте проведения НИРС.

Научный руководитель НИРС:

  • Разрабатывает индивидуальные задания в соответствии с проблематикой исследования магистранта и оказывает методическую помощь при их выполнении;

  • Разрабатывает вместе с магистрантом календарный график выполнения работы;

  • Проводит систематические консультации;

  • Проверяет выполнение работы (по частям и в целом);

  • Рассматривает отчеты магистрантов по НИРС, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет о выполнении раздела НИРС вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию системы организации НИРС;

  • Принимает участие в работе комиссии по аттестации НИРС.

 

Порядок и сроки подготовки и защиты студентами отчетов по научно-исследовательской работе.

Формы аттестации.

 

Основной формой отчетности по НИРС является письменный отчет магистранта о выполнении программы НИРС и индивидуальных заданий. Магистрант обязан предоставить его своему научному руководителю во 2 и 4 семестрах в семидневный срок после прохождения НИРС, и не позднее первой недели 4 семестра по результатам НИРС 3 семестра. Отчет по НИРС оформляется в соответствие с Приложением 2 к настоящей программе.

Не позднее десяти дней после завершения НИРС заведующим выпускающей кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» создается комиссия для сдачи магистрантами зачета. В состав комиссии входят: заведующий кафедрой, научные руководители НИРС.

По итогам защиты отчетов НИРС магистранты получают:

  • «зачтено» с оценкой «отлично»;

  • «хорошо»;

  • «удовлетворительно»;

  • «незачтено» с оценкой «неудовлетворительно».

Студентам, не выполнившим программу (часть программы) НИРС по уважительной причине, предоставляется право выполнить ее  в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу НИРС или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из МГППУ в порядке и по основаниям, предусмотренным Уставом МГППУ и Положением об отчислении студентов из МГППУ.